Вдохновившись природой Байкала: ресторан и кофейня на острове Ольхон

В детстве дизайнер Анастасия Байкалова проводила летние каникулы на Байкале — и спустя годы воспоминания об этом счастливом времени помогли ей спроектировать аутентичное пространство для отдыха на берегу любимого озера.
Дизайн аутентичной кофейни Порт Ольхон на берегу Байкала

Анастасия начала профессионально заниматься дизайном больше десяти лет назад, еще во время учебы на факультете изобразительного искусства Иркутского государственного технического университета. С заказчиком она познакомилась в 2008 году — тогда она создала для него проект офиса в Иркутске. Спустя девять лет он пригласил Анастасию для работы над проектом отеля, ресторана и кофейни на Ольхоне — крупнейшем острове озера Байкал. У дизайнера не было четкого брифа, и во многом она разрабатывала концепцию в соответствии с тем, что “диктовало” ей само место. Природа определяет бытие человека — именно такой посыл Анастасии хотелось передать через интерьеры нового рекреационного пространства.

Место, в котором расположены ресторан и кофейня, раньше принадлежало Маломорскому рыбзаводу. У предприятия был единственный на острове причал для судов, поэтому ресторан решили назвать “Порт-Ольхон”. Его разместили в новом здании со свободной планировкой, а вот кофейня “Ольхония” расположилась в одном из бывших административных корпусов завода. Это строение было возведено из мощного лиственничного лафета по старинному способу — с мховым утеплением сруба.

Одну из старинных стен кофейни оставили в нетронутом виде — со следами советской штукатурки и мха между бревен.

Зал ресторана “Порт-Ольхон”. Система балок позволила создать свободную планировку внутри: кровля помещения площадью 200 м² опирается только на стены.

Главным источником вдохновения для дизайнера стала суровая природа Байкала: Анастасия провела здесь детство, а ее любимым хобби было строительство маленьких домиков из веточек, которые она находила на берегу. Отполированные водой палочки (в этих краях их называют коряжками) она решила использовать и при оформлении кофейни — из них созданы декоративное панно и светильник, для которого Анастасия собирала коряжки на протяжении двух месяцев. Стены в кофейне выкрашены в цвет гор в свете предзакатного солнца, которыми посетители могут любоваться из окон. Для отделки не случайно используется лиственничная доска — именно лиственница считается хозяйкой байкальских лесов. Меню “Ольхонии” включает в себя напитки по уникальным рецептам с использованием байкальских трав.

Доски, которыми облицована кофейная стойка, раньше были закреплены на фасаде корпусов рыбзавода: на протяжении нескольких десятилетий они морились на ольхонском солнце, шлифовались ветром и закалялись сибирскими морозами.

Стены выкрашены в спокойный синий цвет — именно такой оттенок приобретают горы Приморского хребта на закате.

Столы украшают композиции, созданные из перьев чаек и шишек лиственницы.

Отель, кофейня и ресторан находятся в 350 км от города, до них нужно добираться на пароме, поэтому некоторые предметы мебели решили производить прямо на месте в столярной мастерской, а стулья заказали в IKEA. Диваны собраны из бруса, а столешницы выполнены из лиственничной фанеры медово-медного оттенка, на которой виден узор древесных волокон. Анастасия отмечает, что, по ее задумке, мебель должна напоминать об устройстве быта простого жителя байкальских берегов: “Хотелось показать, как материал ведет себя в природе, как меняется со временем, как появляются трещинки, меняется цвет — сама жизнь идет в этом процессе. В истинно природных местах очень смущает “новодел” или “отполированный” интерьер, который может быть уместен в городе”.

Фрагмент журнального столика, сделанного из спила лиственницы.

В качестве элементов декора Анастасия использовала песок с берегов Байкала, камни и стекла, отшлифованные водами озера.

Камин был создан по эскизу Анастасии: средняя часть дымохода облицована старинной доской, а в качестве каминной полки используется металлический профиль со следами времени.

Медная столешница стойки бара отражает свет солнца на закате и словно горит вместе с пламенем в камине.

Фото: Евгений Ряжев