Единственной версии, где и когда появились игральные карты, не существует. Их сегодняшний внешний вид окончательно сформировался в Европе, куда они предположительно попали либо из Индии, либо из Китая. Азиатские карты напоминали европейские отдаленно. Более того, индийские, которые называются ганджифа, имели круглую форму. Однако в пользу индийского происхождения карт говорит изображавшийся на них Шива, который держал в своих четырех руках монету, кубок, меч и жезл.
Когда появились масти?
Масти, изображавшие эти предметы, наносились на латинские колоды, под которыми подразумеваются португальские, испанские и итальянские. Про эти карты без пик, треф, червей и бубен известно еще с XIV века, и первые письменные упоминания сводились к тому, что их где-то запрещали. Итальянские и другие латинские карты отличались не только непривычной для нас системой мастей. Поскольку Италия в те годы еще не была единым государством, размер колоды в каждом регионе был своим, достигая иногда семидесяти восьми карт вместо общепринятых сегодня пятидесяти двух (без учета джокеров). То же самое было и с испанцами.
Была и другая особенность, которая касалась некоторых латинских колод: поначалу в них отсутствовали дамы. Вместо них использовался второй валет, который назывался старшим офицером. Классический же был младшим. Однако это длилось недолго, пока итальянцы не начали вводить женщин, хотя в некоторых случаях они все равно оставались в тени старших офицеров. Карты, чьи достоинства равны сегодняшним цифрам, могли обозначаться другими портретами. Масти итальянской и испанской колоды были одни и те же, но между ними наблюдаются некоторые различия. Итальянские мечи согнуты и походят на сабли, а испанские — прямые. Помимо этого масть жезла в итальянском варианте действительно была жезлом, когда в испанском она больше походила на дубину.
Какие бывают колоды?
Помимо латинских колод существуют еще две родственные друг другу — это немецкая с тридцатью двумя картами и швейцарская с тридцатью шестью. Система из четырех мастей и наличие короля с двумя офицерами позволяет говорить о том, что у них есть общие корни с итальянцами и испанцами. Монеты обозначаются бубенцами, желудь заменяет жезл. Но в своих аналогах мечей и чаш немцы со швейцарцами договориться не смогли. У немцев их роль исполняют лист и сердце, а у соседей с юга — роза и щит.
Латинские и германские колоды используются и по сей день, поскольку некоторые традиционные игры можно проводить только ими. Но чтобы сыграть в покер, понадобится известная всему миру французская колода. Она появилась в первой половине XV века, и ее отличительной чертой стали те самые пики, трефы, червы и бубны. Чтобы понять, как появились эти масти и такие названия, следует сравнить их с мастями других колод.
Очевидно, что французские сердца были заимствованы у немцев. Пики тоже, но одновременно и из латинской колоды. От немцев они получили внешнюю схожесть с листиком, а от итальянцев с испанцами — символическое значение. Желудям эквивалентны трефы, которые похожи на дубовые листья. Тем не менее французы не стали увязывать свою масть с немецкой, назвав ее в переводе на русский “клевер” (trèfle). Связь между бубнами и бубенцами прослеживается только в русском языке. Французская колода стала быстро распространяться по Европе, вымещая старые, поэтому в Германии были выпущены “скрещенные”, в которых новые бубны имели желтый цвет, пики — зеленый. Трефы и черви тронуты не были.
Как развивался дизайн карт?
Но обновленная система — не единственное, что дали французы игорному миру. Долгое время во Франции каждая провинция, печатавшая карты, имела свой шаблон. К концу XVIII века наиболее распространенным стал парижский. Именно он стал определять дизайн других карт. Его отличительной особенностью было то, что короли, дамы и валеты назывались в честь реальных людей или мифических героев. Так, например, бубновый король был воплощением Юлия Цезаря, король пик — царя Давида, а в некоторых случаях мистическая дама пик была Жанной д'Арк. Каждая карта подписывалась, чтобы можно было понять, кто есть кто, поскольку сходства между изображениями и их прототипами было маловато.
Что касается значимости парижской колоды, то она оказала влияние на дизайн знаменитого англо-американского шаблона (изначально он был только английским), которым пользуются во всех казино мира. Возможно, отчасти это случилось благодаря выпускающимся с 1885 года культовым картам Bicycle. Стоит отметить, что производившая их компания никак не была связана с велосипедами, поэтому название было выбрано, чтобы соответствовать духу времени, когда этот вид транспорта начал приобретать популярность. Считается, что Bicycle использовались во время Второй мировой войны американскими военнопленными. На них наносились инструкции по побегу и карта местности, где находится лагерь. Они проявлялись, если карты подержать в воде.
Среди карт англо-американского шаблона выделяется король червей, которого называют самоубийцей. Такое прозвище он получил из-за странного расположения его руки с мечом, которым как будто пронзается голова монарха. Но, разумеется, это не так.
Дело в том, что, когда во второй половине XVI века этот король появился на английских картах, в руках у него был топор, как и у его родственника бубновой масти. На оригинальном изображении это выглядит так, словно он заносит его над собой. Однако изображение выглядело неаккуратно и нелепо, да и топор был плохо различим, поэтому через какое-то время его заменили на занесенный меч. Англо-американский король червей знаменит не только этим. Это единственный из “правителей”, у которого нет усов, и только у него одного из всех остальных персонажей есть четыре руки из-за деления карты на две части.
Как появились "двухглавые" карты?
Сами “двуглавые” карты появились в 1830-е годы, до этого они стояли в полный рост. Очевидно, это новшество было введено для того, чтобы игрокам не приходилось лишний раз переворачивать карты, когда возникала нужда удостовериться в их достоинстве. Но у этого была и более практическая сторона, ведь теперь невозможно было понять, что в руках у соперников по партии кто-то “крупный”.
Примерно через тридцать лет, чтобы еще сильнее снизить риски засветить карты, для королей, дам и валетов были введены индексы, то есть буквы. Их отсутствие сильно портило жизнь игрокам в покер, которым нужно очень аккуратно изучать свои комбинации. Если раньше для этого приходилось сильно загибать карту и вертеть ее в руках, то теперь было достаточно слегка отогнуть край. Сегодня даже существуют индексы со шрифтом Брайля для полностью незрячих людей. Индексы различаются в зависимости от стран. Например, во французской колоде король обозначен не буквой K, а буквой R, потому что по-французски “король” будет roi. То же самое и с русскими колодами: вместо западной А (ace) туз имеет букву Т.
Игральные карты в России
Своих колод в России не было довольно долго. Как и в Европе, первые упоминания о картах у нас связаны с их запретом, который ввел в 1649 году Алексей Михайлович. Любители азартных игр наказывались жестоко: их били кнутом, отрезали уши, сажали в тюрьмы, отправляли на работы или вообще убивали. Вне закона карты оставались даже при любящем весело провести время Петре I, который посчитал, что такие блага европейской цивилизации России не нужны. Дальнейшая судьба карт в нашей стране шла с переменчивым успехом: законы смягчались, а затем вновь становились строже. Тем не менее в карты играли все, включая царей.
До 1860 года своего шаблона русские карты не имели. Он появился благодаря академику живописи Адольфу Шарлеманю и носит имя “атласный”. За основу отечественных карт был взят парижский шаблон. Если присмотреться, то наши и французские карты действительно схожи по позам, внешнему виду и характеру персонажей в целом. Исключением является бубновый король, который в атласной колоде превратился в султана. Несмотря на то что дизайн не был создан с нуля, он все равно обладает своим собственным “я”, за которое и приобрел народную любовь. Даже с приходом советской власти от карт, на которых изображены враги пролетариата, избавляться никто не стал. Ограничились лишь удалением двуглавого орла с щита червового валета и бубнового туза.
Игральные карты во Франции
А вот французы после революции 1789 года подошли к этому делу основательно. Новое республиканское правительство решает кардинально изменить жизненный уклад в стране. В сутках становится десять часов, появляется новый календарь, в котором каждый из месяцев имеет новое название, а с карт исчезают угнетатели народа — аристократы. Вместо королей появились “Гении”, дамы уступили место “Свободам”, а валеты — “Равенствам”. Однако масти остались прежними. Так у червей появились “Гений войны”, “Свобода религий”, “Равенство обязанностей”; у треф — “Гений мира”, “Свобода брака”, “Равенство прав”; у бубен — “Гений торговли”, “Свобода профессий”, “Равенство рас”; а у пик — “Гений искусства”, “Свобода прессы”, “Равенство чинов”.
Но новые персонажи не просуществовали слишком долго, потому что через несколько лет к власти во Франции пришел Наполеон, а вместе с ним вернулась и монархия. Но император тоже взялся за карточный вопрос, приказав разработать новый дизайн для старых колод. Карты были выполнены в классическом стиле и имели солидный вид, однако среди народа не прижились, и французы вновь стали испытывать удачу старым добрым парижским шаблоном.
Как появился туз?
Существует легенда, что до Великой французской революции туз был исключительно самой слабой картой. Из-за этого в новой колоде ему дали имя “Закон” и поместили на вершину карточной иерархии. Это должно было подчеркнуть победу над монархией и главенство закона в республике. Вероятно, это заблуждение появилось из-за того, что в покере и блэк-джеке туз может быть одновременно самой старшей и самой младшей картой.
Как бы там ни было, роль туза в карточной мифологии занимает отдельное место, особенно если речь идет о пиковом. Даже далекие от игорного дела люди могут обратить внимание на то, что именно эта карта является наиболее украшаемой. Эта традиция берет начало примерно между 1603 и 1625 годом, когда Англией правил Яков I. Он издал указ, который обязывал ставить на первую карту в колоде, которой как раз был туз пик, сведения о производителе и товарный знак. В 1711 году королева Анна вводит гербовый сбор для карт, поэтому на тузе начинают появляться сделанные вручную подписи, которые подтверждают, что производитель заплатил налог. Но чтобы не тратить время на это утомительное занятие, через некоторое время для пиковых тузов был разработан единый гербовый дизайн. А еще через 151 год производителям разрешат самим решать, каким будет внешний вид туза. Сам налог на карты в Англии просуществует еще очень долго и будет отменен только в 1960 году.
Разнообразие пиковых тузов привело к возникновению суеверий вокруг этой карты. Некоторые считают, что она приносит удачу, но другие связывают ее со смертью. Дело в том, что, не желая платить налоги, некоторые производители подделывали гербовый туз. Это преступление каралось смертной казнью. Дурная слава карты упрочила позиции в 1930-е годы, когда американские гангстеры вкладывали ее в руки своих жертв. А во время Вьетнамской войны такая репутация закрепилась окончательно. Среди американских военных было убеждение, что вьетнамцы по каким-то непонятным причинам панически боятся эту карту. Поэтому для устрашения противников американцы оставляли на трупах пиковые тузы. В действительности у жителей Вьетнама не было никаких фобий, связанных с этой картой, и сама эта история больше носит характер легенды, чем факта. Наверняка Яков I и Анна удивились бы, узнав, что через несколько столетий их королевская воля сделала простую лицевую карту такой загадочной. Любопытно, что в русской колоде гербовой картой был бубновый туз, из-за чего он тоже имел свою печать с двуглавым орлом. И хотя сегодня его больше нет, туз бубен все равно является самым нарядным среди своих братьев.
Со второй половины XIX века дизайн карт практически не меняется. Но с появлением возможности массового производства стали выпускаться самые разнообразные коллекционные колоды, героями которых может стать кто угодно.
Фото: Getty Images, Alamy/ТАСС